Назначая почти два года назад Михаила Журавкова на должность министра образования, Александр Лукашенко в числе прочего поручил ему освободить учителей от всякой лишней нагрузки.
«Разберитесь в школе, освободите от несвойственных функций учителя, освободите от несвойственных функций школу, дайте им возможность заниматься образованием, воспитанием. Какие могут быть политические, экономические и финансовые отчеты у учителя? Чего вы к учителю пристаете?», — заявил тогда Лукашенко.
И что? Легче стало учителям? Меньше бумажек стали заполнять? Появилось больше времени для выполнения своих прямых обязанностей — учить детей? Как бы не так! Ничего не изменилось. А кое-где стало даже хуже. Учителей уже заставляют собирать у детей анализы.
Какие обязанности, не свойственные профессии и, само собой, не оплачиваемые, чаще всего приходится выполнять учителям?
1. Контроль за питанием школьников
Питание детей в школе обязательно, и это значит, что каждый классный руководитель — немножко кассир и немножко диетолог.
Сначала надо уговорить родителей, чтобы дети питались в школе. Далее — собрать деньги, найти при необходимости сдачу, заложить за тех, кто принесет через день, потому что забыл или потому что у мамы аванс только в четверг. И каждый день подсчитывать, сколько в классе детей будет кушать, кто не пришел в школу и, соответственно, не будет. Питание оплачивается ежедневно!
При этом дети очень часто не хотят есть то, что предлагает школьная столовая — салаты, каши, котлеты или борщ. Их тянет в буфет за булочкой или в магазин за чипсами.
Учительница одной из минских школ рассказала, как мама 10-летней девочки высказывала претензии по поводу того, что ее дочь набрала лишний вес. Мама девочки пеняла учительнице, что в младшей школе за питанием ее ребенка следили, не позволяли не есть суп, а теперь относятся безразлично.
Учителя говорят, что именно организация питания занимает львиную долю их времени.
2. Посещение учеников на дому
К тому, что учителя ходят на дом к ученикам, чтобы проверить, в каких условиях они живут, все привыкли. Однако порядок таких визитов в нормативных актах не прописан. Учителя не относятся к должностным лицам, которым люди обязаны открывать дверь и впускать в свое жилье.
Учителям за визиты домой к ученикам не доплачивают. Наоборот, многим приходится тратить собственные деньги на проезд, особенно в городах, где дети могут жить на достаточно большом расстоянии от школы.
Кроме того, бывает, что учителей параллельно обязывают выполнять функции райсобесов, ЖЭСов или МЧС и проверять исправность отопления, проводки, наличие топлива на зиму в частных домах.
Однажды наглости чиновников возмутилась даже вице-премьер Наталья Кочанова:«Одно из районных управлений образования столицы направило в учреждения образования письмо с информацией о задолженности граждан по оплате за жилищно-коммунальные услуги. Педагогам предлагается в рамках «всеобуча» обследовать условия проживания несовершеннолетних и провести разъяснительную работу с родителями о необходимости погашения задолженности по оплате за услуги жилищно-коммунального хозяйства. Скажите, как это понимать?.. Разъяснительной работой должны заниматься не педагоги, а те, кто обязан это делать! Не надо доводить ситуацию до абсурда!»
3. Всеобуч
В Беларуси данные об охвате детей школьным образованием собираются по еще советской методике — учителя ходят по квартирам, территориально закрепленным за определенной школой, чтобы узнать, есть ли там ребенок, какого возраста и в каком учреждении образования учится.
С одной стороны, необходимость такого мониторинга трудно оспорить. С другой, это дополнительная нагрузка на учителей, в нередких случаях сопряженная с риском для здоровья и даже жизни.
Очевидно, что всеобуч необходимо организовывать иначе. Возможно, привлекать к нему надо не всех подряд, а учителей-добровольцев и оплачивать эту работу.
4. Сбор макулатуры
Приучать детей к экологически правильному поведению важно, но доводить до школ план по сбору макулатуры или металлолома — еще один архаизм советской образовательной системы. Впрочем, ему в ближайшей перспективе ничего не грозит, по той простой причине, что такие методы одобряет глава государства.
«Я вспоминаю свое детство и школьные годы и думаю: а как объединить детей на хорошее дело. Ведь это же был сбор макулатуры, сбор металлолома — и мы за это никогда не получали денег, мы всегда соревновались для того, чтобы сделать нашу Родину богаче», — говорил Лукашенко в конце 2014 года.
5. Подписка на государственные газеты
Учителей обязывают выписывать «Настаўніцкую газету» и другие государственные издания. Принуждение подписаться на профильное издание еще можно как-то объяснить (хотя подшивка есть в каждой учительской). Но учителей заставляют делать подписку и среди учеников. В некоторых школах классному руководителю доводят план, сколько его ученики каких газет и журналов должны выписать.
В советские времена школьники массово выписывали «Пионерскую правду». Теперь схожей «популярностью» может похвастаться «Юный спасатель».
Никаких требований относительно необходимости педагогам подписываться даже на профильные издания в законодательстве, само собой, нет.
Маразм крепчал. Учителя собирают анализы
На учителей повесили еще и обязанности медработников. В одной из школ Фрунзенского района Минска классных руководителей обязали собрать у детей анализы… кала.
Собирать анализы в школах можно, но делать это должны медработники, а не учителя. И хотя теперь далеко не в каждой школе есть медсестра, это не означает, что задачу возиться с чужим г… можно повесить на учителя, даже если это г… любимых учеников.