Через несколько дней в Беларуси начнется регистрация абитуриентов на прохождение Централизованного тестирования. Результаты прошлогоднего вступительного испытания более чем скромные. Это делает все более актуальной тему качества образования в средней школе.
На ЦТ не пустят абитуриентов в шапках
Директор Республиканского института контроля знаний Николай Феськов 26 апреля на круглом столе в Минске напомнил, что списывать на ЦТ не дадут. Не позволят и держать связь с кем-либо за пределами аудитории с помощью различных передающих устройств.
Весь арсенал абитуриента на ЦТ — паспорт и ручка. Тем, кто сдает химию и физику, позволят еще взять калькулятор.
— В этом году правила проведения тестирования и количество заданий не изменились. Нельзя проносить на тестирование мобильные телефоны. Введен запрет являться в аудиторию в головном уборе: под ним может быть спрятано средство передачи информации, — поясняет Николай Феськов.
Пить воду можно будет только за пределами аудитории. Это, по словам контролеров знаний, связано с тем, «что один воду пить будет, другой — с этикетки формулы списывать».
Абитуриентам не хватает слов
Нельзя сказать, что РИКЗ вовсе не беспокоит качество знаний абитуриентов.
— Словарный запас нынешних абитуриентов меньше, чем был 10—15 лет назад. Современные выпускники школы, например, не знают таких слов, как «телеграмма» и «ямщик». Это свидетельствует о том, что дети не читают классических произведений, — констатирует директор института.
В публикации «Настаунiцкай газеты», где анализировались итоги централизованного тестирования 2010 года отмечается, что, даже выписывая слова из текста, абитуриенты допускают грубейшие орфографические ошибки. Например, 168 человек написали слово цифра через «ы», а 16 — слово ощущение через «ю».
У абитуриентов по-прежнему вызывает затруднение необходимость определить, является ли слово общеупотребительным (от 40 до 53% ошибок). Например, не считают общеупотребительными слова изящная (вещица) 52,7% абитуриентов; сердитые (морозы) — 52%; недолговечная (деталь) — 50,5%; гармония (мира) — 53,7%.
Белорусские школьники не умеют считать, прямо как европейские
В Беларуси отмечается тенденция ухудшения вычислительных навыков абитуриентов.
— Вычислительные навыки у абитуриентов падают повсеместно. Об этом говорят и наши коллеги из Украины, Казахстана, Голландии. Многие считают, что ухудшение вычислительных навыков — это нормально и связано с тем, что школьники активно пользуются техническими средствами, — отмечает Николай Феськов.
Вместе с тем в централизованном тестировании по математике в 2010 году приняли участие 115 834 человека. Средний балл выполнения экзаменационной работы — 21,76. Отметим, что математику, в отличие от русского языка, сдавали только те абитуриенты, у которых она является профильным предметом.
Например, было такое задание. Найти неверное неравенство:
1) – 2,5 < 0;
2) —5 > 1;
3) —1 < – 4;
4) 2 > —1;
5) 43 < 44
Сравнение натуральных чисел и обыкновенных дробей изучают в средней школе в 5-м классе, сравнение отрицательных чисел — в 6-м классе, сравнение степеней — в 8-м классе. Выбрать неверное неравенство не смогли 17% тестируемых.
Еще пример. Требовалось найти значение выражения с дробями. Всего лишь у 52,33% тестируемых выработан навык вычислений.
В централизованном тестировании по физике в 2010 году приняли участие 51 219 человек. Средний тестовый балл по предмету составил 18,1. Средний тестовый балл, полученный абитуриентами прошлых лет, — 15,06.
Низкие баллы на ЦТ — дорога на платное обучение
Если подойти к результатам ЦТ с точки зрения сиюминутной выгоды, то чем они ниже, тем больше студентов окажется на платном отделении. Вузам это на руку.
Например, вот проходные баллы на факультетах естественно-научного профиля БГУ по специальностям: «компьютерная безопасность» — 340 (в 2009 году — 358); «актуарная информатика» — 338 (355); информатика — 326 (320); экономическая кибернетика — 318 (341). Понятно, что шанс стать студентом бюджетного отделения есть только у тех абитуриентов, кто набирал за ЦТ по каждому предмету 80–90 баллов, то есть у отличников. Всем остальным — дорога на платную форму обучения или в ссузы и ПТУ.
Что-то не так с нашим образованием
Между тем Евгений Ливянт, учитель с 20-летним стажем, зарабатывающий теперь репетиторством, называет результаты тестирования удручающими.
— Можно говорить о падении общего уровня школьного образования. На уровне подготовки школьников сказывается падение уровня учительства, перегруженность учеников. В мире информация удваивается каждые два-три года, и мы должны за этим как-то успевать. Однако мозг остается прежним. Значит, выход — научиться различать, что важно и что не очень. Такие навыки необходимо закладывать в школе, — считает педагог.
Евгений Ливянт подчеркивает: результаты тестирования в целом такие, что возникает вопрос — может, все-таки что-то не так в системе образования? По мнению репетитора, пока проблема недостаточной подготовки школьников замалчивается и если не поднимать ее сейчас, то в ближайшее время ситуация в образовании может стать еще хуже.
— Деньги на образование в свое время были выделены, реформы проведены. Теперь ни на какие серьезные изменения система не пойдет. С учетом сложностей в экономике вообще трудно предположить дополнительные финансовые вливания в образование, — прогнозирует эксперт.
Евгений Ливянт отмечает, что финансирование необходимо осуществлять на основе анализа, поскольку в противном случае средства уходят в никуда.
А что делать сегодня родителям, которые хотят дать детям высшее образование?
— Копить деньги, — советует репетитор. — Чтобы ребенок поступил в престижный вуз, ему необходимо занимать дополнительно.
По его прогнозам, через пять-семь лет, когда из средней школы уйдут учителя прежней закалки, уровень образования станет еще ниже. Между тем, государства, совершившие рывок в экономике, например, Южную Корею, Сингапур, Японию, объединяет как раз то, что на образование было потрачено огромное количество средств.
Виктор Листопадов, Завтра твоей страны
Чаму беларускія школьнікі сталі горш лічыць і менш чытаць
27.04.2011