В Минске сотрудники столичных налоговых инспекций выявили 74 репетитора, которые занимались с учениками нелегально, т.е. не платили налоги. Но, оказывается, педагогам, если они оказывают образовательные услуги, достаточно заплатить в месяц 90 тысяч рублей подоходного налога — и, пожалуйста, учи детей на здоровье.
О том, как живется сегодня репетиторам, рассказывает учитель физики Евгений Ливянт. В 2001 году он один из первых вышел из подполья и стал заниматься репетиторством вполне легально.
— Когда я обратился в налоговые органы, там не знали, как меня регистрировать: видимо, это был прецедент, — рассказывает Евгений Ливянт. — Зарегистрировался как индивидуальный предприниматель и сразу же почувствовал, насколько удобнее и спокойнее так работать. Уговорил перейти работать легально, наверное, с десяток моих коллег, и ни один из них не пожалел, что так сделал.
— Хотите сказать, что платите небольшой налог?
— Когда я регистрировался, единый налог был 20 евро с человека в месяц. Потом эта сумма выросла до 30 евро, потом до 40. Налог уплачивался 11 месяцев в году, один месяц можно было использовать как отпуск, а если написать заявление в налоговую, то не работать можно было два месяца и, следовательно, два месяца не платить налог.
Условия, согласитесь, достаточно приемлемые. Но сегодня налоговое законодательство еще более либерально к репетиторам. Нам выгодно работать легально и честно.
Сейчас схема такая. Если репетитор регистрируется как индивидуальный предприниматель, он платит налог в размере 185 тысяч в месяц при условии, что он зарабатывает меньше, чем 5 миллионов 550 тысяч. Если зарабатывает больше этой суммы, то платит еще дополнительно 8% от суммы, превышающей эти 5,5 миллиона. Если же репетиторством решил подрабатывать учитель и зарегистрировался как физическое лицо, то он платит налог гораздо меньший: 90 тысяч в месяц, если он в данный период работал репетитором. И все!
Репетиторам даже не изменили сумму налога в связи с прошлогодней девальвацией. 90 тысяч они платили в прошлом году, столько же платят и сейчас.
— Сколько в среднем зарабатывают репетиторы?
— По-разному, все зависит от того, сколько у вас учеников. Но то, что работать выгодно, — очевидно. Даже если вы регистрируетесь как индивидуальный предприниматель, вам не надо вкладывать в дело никаких средств: нужна только отдельная комната в квартире, где вы сможете заниматься с учеником. 185 тысяч налога репетитор может заработать в течение одного дня. Допустим, в день у него занимается три ученика и каждый за двухчасовое занятие платит 80—85 тысяч. Это уже минимум 240 тысяч.
Правда, если репетитор — индивидуальный предприниматель и больше нигде не работает, он обязан платить взносы в социальный фонд, зарабатывать себе на пенсию. Сейчас это приблизительно 250 тысяч в месяц, если этот месяц рабочий.
— А как можно проследить, сколько зарабатывает репетитор? Ведь можно иметь много учеников, а в декларации указывать, что ваш месячный заработок — 5,5 миллиона рублей. Кто-то отслеживает, сколько у вас учеников?
— Репетиторы, которые работают легально, либо устанавливают кассовый аппарат, либо выписывают ученикам отрывные талоны, а это бланки строгой отчетности. И потом отчитываются в налоговой службе. Насколько я знаю, пока немного репетиторов выписывают чеки, но количество моих коллег, полностью работающих “по-белому”, постоянно растет.
Выписывание чеков позволяет решить и спорные вопросы по оплате, родители в любой момент могут проверить, был их ребенок на занятиях или нет, сколько он потратил денег. Т.е. исчезает проблема, когда ребенок может взять деньги на занятия с репетитором и потратить их на другие цели. К сожалению, такие истории случаются. Например, в моей практике несколько лет назад была вообще нехорошая история, когда школьница брала деньги на занятия, а тратила их на наркотики. А когда есть чек, тогда все прозрачно.
— Евгений, но почему тогда так много выявлено в Минске репетиторов-нелегалов?
— 74 человека — это не много. Думаю, что сегодня в Минске работает пару тысяч репетиторов. И если среди них есть сотня нелегалов, согласитесь, это не та цифра, из-за которой надо бить тревогу. Мне кажется, надо применять не репрессивные методы, а объяснять, почему репетиторам выгодно выходить из подполья.
Думаю, что работать легально педагоги, может, и хотят, но опасаются, что нужно вести отчетность, регулярно посещать налоговую инспекцию и т.д. А учитель в школе и так задавлен бумажной работой. Но по собственному опыту могу сказать, что сегодня бюрократии при регистрации и уплате налогов немного. Налоговую декларацию нужно подавать раз в месяц, но ездить в налоговую службу не обязательно, достаточно послать ее по почте. Сама декларация заполняется очень быстро — просто меняешь дату и несколько цифр в Excel-документе. Еще время от времени надо заказывать чеки в налоговой инспекции. Вот и вся бюрократия. При этом, хочу отметить, сегодня налоговые инспекторы совершенно по-иному работают с налогоплательщиками, чем еще пару дет назад. Они более корректны, часто идут навстречу, нет придирок, как было раньше, когда сразу же по любой мелочи могли выписать штраф. И что еще важно: в налоговых органах нет очередей!
В общем, сегодня педагогу и зарегистрироваться в налоговой инспекции не трудно и легально работать удобно и выгодно.
Мария Эйсмонт, Народная воля
Чаму рэпетытару лепш выйсці з падполля
21.06.2012