Министерство образования планирует сократить прием на заочное обучение в вузах почти в два раза. Между тем способ получения знаний на расстоянии весьма популярен у белорусов и набирает обороты за рубежом. Какие претензии у чиновников к заочникам и кто теперь сможет попасть в их число, изучает «Завтра твоей страны».
Число заочников уменьшится за три года
Заочное обучение в Беларуси получило гипертрофированное распространение, в частных вузах в особенности, считают в Минобразования. Жесткие критерии отбора существуют только при получении образования заочно за счет средств бюджета — принимаются выпускники средних специальных учебных заведений, имеющие образование по выбранному профилю или лица, работающие по профилю избранной специальности, а также те, кто получил первое высшее образование на условиях оплаты и работает по профилю выбранной специальности. А вот если учиться заочно за собственные деньги, то можно работать продавцом, а получать педагогическое образование и наоборот.
На недавней коллегии первый замминистра образования Александр Жук подчеркнул, что должны соблюдаться разумные пропорции между дневной и заочной формами получения образования.
— В результате обсуждения вопроса с ректорами вузов решено, что число заочников должно быть сокращено до 30–40% от количества обучающихся в вузе, — сообщил Александр Жук. — Минобразования планирует в течение ближайших трех лет поэтапно уменьшить долю обучающихся на расстоянии.
Сейчас около 60 процентов студентов белорусских вузов получают образование заочно.
Заочники не радуют Минобразования хорошими знаниями
— Отсутствие хорошо организованного учебного процесса и контроля привело к тому, что эта форма является менее эффективной, чем дневная, — подчеркивает первый замминистра образования.
Об этом свидетельствуют результаты последней проверки департамента контроля качества министерства, которая проводилась среди студентов-заочников 5 и 6 курсов, обучающихся по специальностям «экономика» и «правоведение». По словам замминистра, они «являются наиболее популярными».
Для положительной оценки необходимо было ответить на 12% вопросов. Положительные оценки по «экономике» получили только 43% испытуемых, а по «правоведению» — 20%.
Лучшие результаты были у тех, кто до обучения в вузе закончил ссуз по той же специальности. Например, по специальности «бухучет» и «финансовый аудит» 75% студентов имели диплом о среднетехническом образовании. Именно у них был достаточно высокий результат при прохождении контрольного тестирования.
Чиновники Минобразования пришли к выводу о необходимости «возродить изначальный смысл заочного образования как образования без отрыва от производства с целью повышения квалификации без отрыва от производства».
В прошлом году председатель постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Владимир Зданович предлагал вообще отменить заочное обучение, поскольку, по его мнению, эта форма «себя изжила». Главный аргумент Владимира Здановича был таким же, как и теперь у Минобразования: качество подготовки студентов-заочников значительно уступает уровню знаний слушателей дневных отделений вузов.
Не сокращать, а реформировать
Эксперта в области образования профессор Владимир Дунаев заявления о необходимости сворачивания обучения на расстоянии удивляют. Ведь в мире наблюдается совершенно противоположная тенденция.
— Какую форму обучения называют в Беларуси заочной? Когда задания отправляются по почте? Это, конечно, позавчерашний день, — не спорит эксперт. — Но в мире достаточно бурно развивается дистанционное обучение. В Индии есть университет, где так получают образование около двух миллионов студентов.
Когда студент учится на заочке по-советски, он работает по общему учебному плану, пишет работы и сдает сессии. Дистанционное обучение подразумевает тесное общение преподавателя-куратора со студентом через Интернет. Именно таким образом проводятся консультации, проверяются контрольные работы и тесты. Работа порой более интенсивная и индивидуальная, чем в потоке на дневной форме обучения.
Профессор Дунаев удивлен, что вместо того, чтобы всерьез заняться электронным образованием, в Беларуси ведут разговоры об уменьшении количества студентов-заочников.
— Начиная с 2006 года, в сфере дистанционного обучения у нас полный паралич, — говорит он. — Никто серьезно не занимается этим вопросом, в том числе разработкой нормативной базы.
Владимир Дунаев считает: планируемой сокращение набора на заочное обучение связано с тем, что вузам с финансовой точки зрения гораздо выгоднее обучать студентов-платников дневного отделения. В защиту заочной формы обучения профессор выдвигает тезис о том, что она соответствует задачам, которые ставит Болонский процесс. Это расширяет доступность образования даже для тех категорий людей, которые ранее не могли его получить, и создает предпосылки для выравнивания шансов. Например, заочная форма обучения раздвигает возрастные рамки и дает новые возможности инвалидам.
И все же, как быть с фактами низкого уровня подготовки студентов-заочников, которые обсуждали специалисты на коллегии Минобразования? Владимир Дунаев подчеркивает:
— В Беларуси не является высококачественным и образование, полученное на дневной форме обучения, чтобы работать над повышением качества образования, чиновники (абсолютно необоснованно, на мой взгляд) собираются сократить демократичную формы получения образования.
Виктор Листопадов, Заўтра тваёй краіны
Чаму Мінадукацыі незадаволенае завочным навучаннем?
07.02.2011