Кодекс об образовании, вступающий в силу с сентября, впервые вводит институт дисциплинарной ответственности учащихся.
К мерам взыскания относится и отчисление из учебного заведения. Если нерадивых студентов и сейчас периодически наказывают подобным образом, то случаев исключения из школы за последние годы меньше, чем пальцев на руках. С 1 сентября у директора появится больше полномочий, чтобы наставить малолетнего нарушителя на путь истинный.
«Два раза – это уже систематическое нарушение»
«Мы хотели, чтобы такая форма взыскания, как отчисление, распространялась на всех учащихся, начиная с первого класса. Но Конституция предусматривает получение обязательного базового образования (9 классов), поэтому мы закрепили норму о возможности отчисления только на старшей его ступени (10–11 класс) и только по достижении 16 лет», отмечает один из создателей Кодекса об образовании, председатель Постоянной комиссии по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Палаты Представителей Национального собрания Республики Беларусь Владимир Зданович.
Согласно Кодексу, к мерам дисциплинарного взыскания относятся замечание, выговор и отчисление. Провиниться в глазах администрации школы не составляет особого труда. Достаточно не выполнять требования, которые предъявляются к учащимся в уставе учебного заведения.
Справедливости ради стоит отметить, что требования эти школьники нарушают, даже не задумываясь. Так, по уставу полочанской СШ Молодечненского района, учащиеся обязаны «старательно учиться … заботиться о чести класса, Школы, поддерживать ее традиции». Ученикам СШ №9 города Жодино запрещено «носить одежду, не соответствующую общепринятым нормам». Общепринятые нормы – понятие довольно расплывчатое, однако за несоответствие им можно получить замечание или выговор. Устав минской СШ №76 запрещает «приносить в школу вещи, которые не имеют отношения к учебно-воспитательному процессу». Какие именно это вещи, не уточняется.
Систематическое неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей учащегося влечет за собой отчисление. «Два раза – это уже систематическое нарушение. К примеру, все учреждения образования объявлены зоной вне курения. За этим будут следить дежурные. Если ученик попадается за этим занятием, то это уже основание для вынесения дисциплинарного взыскания. Если он младше 16 лет, наказание понесут родители, если старше – то можно ставить вопрос об отчислении его из учреждения образования», – рассказывает Владимир Зданович.
Возможность покинуть стены родной школы грозит и неуспевающим. Точнее, только тем из них, кто имеет ноль баллов по трем и более учебным дисциплинам. «Ноль» получить очень сложно, ведь даже за присутствие на уроке ставится «единица». Я помню, как во время одной из вступительных кампаний человек сдавал физику и ничего не написал. Я подошел к нему и спросил почему. Он отвечает: «Я перепутал». Что перепутал? «Физический факультет с факультетом физвоспитания». Вот за такую невнимательность можно и «ноль» поставить», считает Владимир Зданович.
Неуважительное отношение к окружающим также может служить предпосылкой для исключения из ученических рядов. Под окружающими подразумеваются как учителя и администрация школы, так и другие ученики. «Есть статья про оскорбление личности и достоинства граждан. Если под нее подпадают действия ученика – будет отчислен», объясняет Владимир Зданович. К слову, статья «Оскорбление» включена как в Административный, так и в Уголовный кодекс и подразумевает под собой умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме.
«Этот раздел больше похож на раздел уголовного кодекса, чем образовательного»
Такое впечатление сложилось у Тамары Мацкевич, руководителя «Таварыства беларускай школы». «У образовательной вертикали стало больше прав для законного отчисления», отвечает она на вопрос о том, что изменилось с принятием Кодекса об образовании. «Я не знаю, стоило ли вводить в него раздел про дисциплинарную ответственность, но однозначно не стоило делать этого в такой форме. В такой форме, как сейчас, он вреден. Он не содействует желанию учеников получать знания, он служит цели контроля».
Подобного мнения придерживается и Дмитрий Карпиевич, председатель правления общественного объединения «Образовательный центр «Пост»: «Отчисление – это один из инструментов давления, существуют и другие, однако давлением проблемную ситуацию не разрешить».
До последнего времени в Беларуси не была распространена практика отчисления из школ. Студентов исключали раньше и исключают сейчас за неуспеваемость и различные нарушения. Наличие прецедентов указывает на то, что введение института дисциплинарной ответственности не сильно отразится на судьбах учащихся вузов, ссузов и ПТУ.
О школьниках этого сказать нельзя. Их исключали в очень редких, по-настоящему «исключительных» случаях. Настолько исключительных, что, например, статистикой отчислений по Минску не располагает ни Министерство образования, ни столичный Комитет по образованию, ни управления образования районов города. По словам заместителя председателя Комиссии по делам несовершеннолетних Мингорисполкома Елены Герасименко, за 20 лет её работы «не было ни одного случая «насильственного» исключения из минских школ. Учеников отчисляли только по собственному желанию».
«До этого момента из школы вообще не могли отчислить (разве что за преступление). Могли пугать, внушать уговаривать», рассказывает Елена Васильевна, педагог одной из минских гимназий. «Когда у нас в руках не было такого инструмента воздействия, как отчисление, я однозначно была за его введение, а вот теперь я бы задумалась».
Вспоминает Тамара Новосад, председатель правления Белорусской лиги родителей и педагогов «Крок за крокам»: «Я 33 года проработала в школе, из них 15 лет – директором. На моей долгой памяти был только один случай отчисления из школы. Болезненный случай: ребенок перестал общаться даже с родителями. Да и исключили его, собственно, с их же согласия. Конечно, иногда хотелось отчислить неуправляемого, и дело с концом. Однако важно человеческое отношение. Думаешь: «Если его исключить, куда ему?».
Разговор о дисциплинарной ответственности предполагает подобный вопрос. По словам Владимира Здановича, «отчисленный будет находиться под контролем до 18 лет. Как со стороны учреждения образования, из которого он был исключён, так и со стороны учреждения, где он будет продолжать учебу, если он будет ее продолжать. Потом соответствующие органы будут смотреть на его трудоустройство».
Мнение: «Кодекс – несовременный документ»
«В Европе и Америке сейчас идет тенденция децентрализации образовательного процесса. То есть расширяются права субъектов образовательного процесса. У нас все наоборот. Весь Кодекс целиком, и конкретно – раздел про дисциплинарную ответственность, ограничивает права ученических организаций, родителей, законных представителей учеников. Этот Кодекс – несовременный документ», считает Тамара Мацкевич.
Владимир Зданович его таковым не считает: «Мы защищаем детей от того негатива, который мог бы появиться, если бы мы усиленно пропагандировали западные ценности на территории Беларуси. Вы видели, что происходило в Европе (имеются в виду студенческие волнения, прокатившиеся по Великобритании, Германии и некоторым другим странам Евросоюза в последние годы. – TUT.BY). Я категорически против того, чтобы наши школьники начали грабить и жечь».
«Мне кажется, это (протесты студентов в странах Евросоюза. – TUT.BY) случилось потому, что на определенном этапе современного общества произошел своеобразный перекос в сторону прав, в том числе прав ребенка, с уделением очень малого внимания обязанностям и ответственности за те слова и поступки, которые совершают молодые люди», заканчивает свою мысль Владимир Матвеевич.
К слову, те западные страны, которые допустили «перекос в сторону прав» молодежи, не гнушаются исключать школьников и студентов. Например, в соответствии с рекомендациями Департамента образования Великобритании, ученик «прощается» с учебным заведением в случае, если он совершил серьезный акт насилия, в том числе сексуальное преступление или преступление, продиктованное расовой нетерпимостью. Если он переносит оружие и продает наркотики, ему также укажут на дверь. Интересно, что владение небольшим количеством «мягких» наркотиков – таких, как марихуана, обычно не считается достаточным основанием для отчисления. Юные хакеры – также потенциальные кандидаты на отчисление.
В США причины, могущие повлечь за собой отчисление, варьируются в зависимости от штата. Однако в целом они не отличаются принципиально от британских: наркотики, насилие и расовая нетерпимость станут серьезным препятствием на пути перехода из статуса учащегося в статус выпускника.
Кого, за что и как часто будут исключать из учреждений образования в Беларуси, покажет практика. Законодательно процедура будет прописана до конца 2011 года. Предполагается, что сначала вопрос будет решаться на уровне педагогического совета школы. В случае положительного ответа дело перейдет в Комиссию по делам несовершеннолетних, члены которой наделены полномочиями для принятия окончательного решения.
Ольга Корелина, TUT.BY
Дырэктары школ змогуць ужываць да навучэнцаў «выключную меру»
25.08.2011