Ольга ПАСИЯК, Советская Белоруссия № 5 (24635). 13 января 2015
Уж сколько раз твердили миру о бумажной волоките в школе! Да, пару шажочков в сторону решения проблемы за прошлый год сделано. И список бумаг для каждой категории работников школы Минобразования опубликовало (правда, рекомендованный, а значит, пространство для «маневров» на местах осталось). И на директоров учебных заведений ответственность за документооборот водрузили. Казалось бы, вопрос потихоньку должен сдвинуться с места, вот только воз практически и ныне там. И ведь непонятно, в чем причина. То ли в бесхарактерности администрации некоторых школ, то ли в неработающей схеме контроля по вертикали. В общем, учителям, свидетельствует редакционная почта, по–прежнему вызволиться из–под бумажных завалов не удается.
На самом деле педагоги настолько устали от пустых разговоров об уменьшении документооборота, что все чаще на радужные обещания отшучиваются: «Если в одном месте убавят, в другом точно должны прибавить». Именно так и получается. Вот в одной из школ в глубинке рассказывают: учителя опять проверяли в канун холодов исправность печного оборудования в частных домах учеников, составляли акты по результатам собственных наблюдений. С какой, собственно, стати? Сотрудники МЧС уже не раз отмечали, что толк от такого контроля равен нулю, зато время у педагога отнимает, причем немалое. В другом учебном заведении как могут составляют анонимные анкеты–талмуды, которые должны выявить склонных к употреблению спайса среди школьников. В третьем сетуют на бесконечные отчеты милиции, соцслужбам и прочим всевозможным инстанциям, меньше которых почему–то не стало. Ну и где забота о том, чтобы учитель сосредоточился исключительно на своем деле?
С одной стороны, наверняка здесь имеется прокол школьной администрации. Проще говоря, срабатывает человеческий фактор. Сами подумайте: руководителю нужны характер и смелость, чтобы уверенно отбиться от всех этих «предоставьте», «отчитайтесь», которые уже по привычке так и сыплются со всех сторон. Один из директоров так честно и признался мне: «Лучше пусть будет лишняя бумажка, а то кто его знает...» Мол, вдруг завтра проверка?
Хуже того, на школы раз за разом навешивают и другие вовсе не профильные обязанности, вроде дежурства на дискотеках. Можно еще вспомнить зимние патрули у водной зоны в некоторых райцентрах, где есть крупные реки или озера. Относится водоем к территории одной из школ городка? Значит, исполком дает распоряжение: учителей — на посменное дежурство, чтобы школяры по льду не ходили. Но вот что может сделать педагог, когда бабушка по нему тянет внучка в школу? Разве вразумишь ребенка, когда в его же семье показывают такой наглядный пример? Дескать, так ближе, срежем часть дороги, и ерунда, что лед под ногами то и дело потрескивает...
Прибавьте сюда еще тенденцию к увеличению классов — она тоже косвенно повлияла на учительский бумагооборот. Минобразования не раз объясняло: его рекомендации обеспечить наполняемость класса не менее 24 человек касались только отдаленных деревень (где для одного–двоих учеников нужно обеспечить подвоз 14 учителей) ну и в порядке исключения — густонаселенных минских районов, где порой по 10 классов в первой параллели, если не больше. Но «сигнал к действию», как водится, приняли повсеместно. Вот и выходит, что непонятно на чем сэкономили: учителей нужно меньше, зато нагрузка на каждого из них больше. Попробуйте–ка сами проверить более 30 тетрадей разом! А быть классным руководителем в таком большом классе?
С другой стороны, и администрацию школ винить в слабохарактерности не совсем справедливо. Работал бы четко отлаженный механизм, который точно определяет, что нужно, а что нет, и оценивает рекомендации Минобразования по сути, а не формально, проблем было бы меньше. А у педагога оставалось бы больше времени на общение с детьми, а не с бумагой. Пока же этот механизм, кажется, все еще требует отладки...