«За адраджэнне профільных класаў!» – Гэта план ці тост?

26.01.2015

Евгений ЛИВЯНТ, kp.by

Удастся ли школам второй раз войти в реку профильного образования?

Премьер-министр Андрей Кобяков, представляя Михаила Журавкова в должности главы Министерства образования, в частности, сказал: «Вам необходимо выстроить стратегию перехода с 2015 года на профильное образование в общеобразовательной школе». И за месяц работы нового министра мы уже несколько раз слышали от него, что воссоздание профильного образования - один из главных приоритетов в его работе.

Приблизительно с 2002 по 2007 год мне повезло работать в одной из лучших школ Минска. Я преподавал физику в лицейских классах при БНТУ. Программы по математике и физике в этих классах были профильными, кажется, по пять уроков в неделю. При этом на уроках решения задач класс делился на две подгруппы, чтобы учитель имел больше времени на общение с каждым учеником. Кроме этого, с периодичностью один раз в четверть преподаватели БНТУ читали ученикам обобщающую лекцию по каждому из профильных предметов, а затем проводили контрольный срез. Отмечу, что на параллели был только один лицейский класс. Другой класс был с углубленным изучением математики (6 уроков в неделю и разделение по подгруппам на уроки решения задач). А в третьем на параллели классе углубленно преподавался английский язык (6 уроков в неделю и разделение по трем подгруппам). На самом деле количество уроков в неделю по профильным предметам в этих классах было еще больше - обязательные факультативы ставили в расписание. На параллели был и четвертый класс - общеобразовательный, в котором все предметы преподавались на базовом уровне.

Я работал в компании учителей - профессионалов очень высокого уровня. Думаю, что в этой школе могли открыть еще и другие профили: филологический, химико-биологический, исторический. Многие ученики этой школы до 9-го класса углубленно изучали английский, а в 10 - 11-х классах делали больший упор на математику и физику. Профильные предметы изучались с помощью специальных учебников для классов с углубленным изучением предметов, учителя также использовали множество дополнительной литературы. Результатом работы было практически 100%-ное поступление выпускников школы на бюджетные места вузов, высокие места на олимпиадах разного уровня. Кстати, престижность школы, в которой я тогда работал, была значительно выше, чем находящихся неподалеку гимназий.

В 2008 году профильное и углубленное обучение было прекращено. Сейчас в этой школе есть только два старших класса на параллели. С прошлого года один из них опять стал профильным (физико-математическим). Для поступления в него достаточно лишь желания родителей (кстати, оно не всегда совпадает с желанием самого ребенка). Большинство учеников приходят в профильный класс с оценками 6 - 7 баллов по математике за базовую школу (есть ученики и с оценками 4 - 5). Никаких специальных учебников для профильных классов нет. Хорошие ученики уходят в гимназии, надеясь получить там лучшее образование.

Интересно, что когда в 2013 году вновь разрешили открывать профильные классы, немногие школы этой возможностью воспользовались. Для того чтобы профильный класс существовал не только на бумаге, надо найти, как минимум, мотивированных учеников и хорошего учителя, который при этом готов работать без специальных учебников. Нельзя сказать, что в школах совсем не осталось высококлассных учителей. Но за прошедшие семь лет их по разным причинам стало в несколько раз меньше. Поэтому открыть такое же количество профильных классов, как раньше, не представляется возможным.

Зато проверяется работа профильных классов чуть ли не «под микроскопом». Проверяется организация учебного процесса, а не качество преподавания и обучения. Проверяющие не изучают проблемы, не оказывают помощь! Их интересуют правильность приказов о зачислении и прочая бюрократическая чушь. Соответственно администрации школ не хотят себе создавать дополнительную головную боль. Кстати, оплата урока в базовом классе и профильном для учителя одинаковая, а ответственности и проблем гораздо больше.

Надо понимать, что и во многих гимназиях дела обстоят далеко не блестяще. Например, в одной из гимназий «высшей лиги» перед началом нового учебного года уволились почти все учителя математики, а равноценной замены им найти не смогли. В результате ученикам этой гимназии пришлось резко увеличить количество занятий с репетиторами. Вообще говоря, в Минске осталось не более пяти гимназий и лицеев, ученики которых гарантированно хорошо знают математику и физику.

Пока все разговоры о воссоздании полноценного профильного образования в стране мне кажутся «маниловскими планами» или тостом: «Давайте выпьем за всё хорошее!». Опять нет никакого конкретного плана действий, нет ответов на многочисленные вопросы учителей, учеников и их родителей. Непонятно, по каким учебникам будут учиться ученики профильных классов, где найдут столько учителей, профессионально подготовленных, чтобы преподавать на повышенном уровне (про углубленный сейчас вообще не говорят). И, как всегда, все решения принимаются без широкого общественного обсуждения. Судя по всему, нас ждет старый сюжет: «По щучьему велению, по моему хотению, профильные классы, возрождайтесь, раз-два!»