Ці патрэбныя беларусам веды XXI стагоддзя?

13.05.2015

ВИКТОР ЛИСТОПАДОВ, zautra.by

Почему белорусы не понимают, когда ими манипулируют, и демонстрируют полную политическую безграмотность.

По данным исследования консалтинговой компании BCG и Всемирного экономического форума (ВЭФ), азиатские страны лидируют по уровню развития у учащихся навыков XXI века. В Беларуси уровень владения ими даже не оценивался.

Что такое знания XXI века?

Базовые навыки, навыки чтения и письма, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, ИТ-грамотность, финансовая грамотность, культурная и гражданская грамотность, критическое мышление/решение задач, креативность, умение общаться, работать в коллективе, способность к адаптации — таковы самые востребованные компетенции, которые выделяют в образовании консалтинговая компания BCG и Всемирный экономический форум (ВЭФ).

Шанхай и Сингапур возглавляют рейтинги по большинству из этих направлений. Только по культурной и гражданской грамотности (способность понимать, анализировать и применять гуманитарные знания) лидирует Финляндия. Вьетнам входит в верхние 20-30%.
Белорусская система образования готовит специалистов, знания и компетенции которых не удовлетворяют рынок труда. Поскольку у выпускников нет необходимых навыков, компетенций, личностных качеств, компании и предприятия должны тратить годы на их обучение.
Белорусский работодатель уже не требует многого от выпускника, ждет хотя бы минимума, отмечает эксперт Агентства гуманитарных технологий Светлана Мацкевич.

— Вот и работают внутри предприятий учебные центры, которые частично компенсируют недоработки системы образования. То, что работодатель активно переучивает персонал, показывает, что он приспособился к тому, что вузы работают на себя, а рынок труда на себя, — считает эксперт.

Но чаще работодатели выбирают более простой и дешевый путь — организовывают рабочий процесс примитивным способом, общаясь с работниками в приказном режиме.

Как отмечают специалисты, при такой системе управления не стоит ждать высокой производительности, повышения конкурентоспособности белорусских предприятий. Сложившаяся ситуация отпугивает инвесторов.

Эксперт Общественного Болонского комитета Ольга Крыжановская объясняет несоответствие системы образования запросам рынка труда отсутствием в стране национальной рамки квалификаций. В этом Беларусь отстает не только от европейских стран, но и от соседей по Таможенному союзу. В России, например, к 2015 году должно быть утверждено 800 профессиональных стандартов, многие из них уже разработаны.

А в Беларуси результаты пилотного проекта Министерства труда и соцзащиты в двух секторах экономики — информационных технологий и государственного управления — планируется представить лишь к декабрю 2015 года.

С такими темпами разработки профессиональные стандарты устареют раньше, чем на предприятия попадут кадры, подготовленные по образовательным программам на их основе.

Как изменить ситуацию?

Начать лечение без диагноза невозможно

Беларусь остается пока одной из немногих европейских стран, которые не участвуют ни в одной из независимых систем оценки качества образования.

Учить детей и молодежь тому, что нужно для жизни и профессиональной деятельности, нельзя без понимания глубины проблемы, считает заместитель председателя Общества белорусской школы Тамара Мацкевич.

Как минимум, нужно поучаствовать в международной системе оценки качества образования PISA, к которой Беларусь, по данным Минобразования, собирается присоединиться через три года.

В 2015 году планируется подать заявку и перечислить денежный взнос. Участие в PISA обойдется Беларуси примерно в 40 тысяч долларов — из денег Всемирного банка, выделенных на реформирование системы белорусского образования.

–– Нужно разобраться, чему учит наша школа, — говорит Тамара Мацкевич.

Например, могут ли дети, проанализировав три документа, сделать вывод, применимый к реальной жизни. Речь идет о компетенциях, а не о наборе теоретических знаний.

PISA позволяет оценить будут ли ученики с таким набором компетенций успешными в системе высшего образования и на рынке труда. Это одно из крупнейших международных мониторинговых исследований в области образования, которое проводит Международная организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).  Раз в три года эксперты оценивают, насколько учащиеся способны использовать полученные в школе знания в области математики, естествознания, решения проблем, финансовой грамотности и чтения. В 2015 году планируется добавить тест на интерактивное решение комплексных проблем, включающий в себя оценку умения работать в команде и решать многофакторные задачи.

В 2012 году в пятом цикле исследования участвовало более 60 стран.  В том числе Азербайджан, Казахстан, Турция, Россия, страны Балтии.

Желание быть успешным в соревновании между странами по качеству образования, измеряемого с помощью PISA, –– это не только вопрос амбиций. Специалисты считают это исследование более надежным прогнозным индикатором экономического роста, чем средние показатели школьного образования. Считается, что каждые 50 баллов, которые добавляются в оценке качества образования, дают 1% прироста ВВП.

Для оценки качества образования в Беларуси вполне подойдет список базовых компетенций, рекомендованный Советом Европы, отмечает Тамара Мацкевич.

–– Правда, страны составляют собственные списки, исходя из уровня развития, условий образования. Например, для жителя Беларуси не так актуально умение жить в мультикультурном обществе, как для граждан стран Евросоюза. Далее создается или корректируется методическая база, учебники, — поясняет эксперт.

Тамара Мацкевич отмечает, что не стоит преуменьшать для развития личности значение как точных, так и гуманитарных дисциплин. Например, математика не только ум развивает, но и формирует желание узнать правду, а также критический подход к происходящему.

–– В ЕС считается, что выпускник школы должен владеть родным и двумя иностранными языками. Важным также является готовность понять культурный контекст, ценность языка. Ценный навык в любом обществе, не так ли? — говорит Тамара Мацкевич.

Стране нужна элита

Но не стоит абсолютизировать компетентностный подход, полагает эксперт Агентства гуманитарных технологий Светлана Мацкевич.

Высокий уровень профессиональных компетенций не означает грамотность в политическом, гуманитарном, коммуникативном смысле. И надо понимать, что такое высшее профессиональное образование, а что — классическое высшее, где готовят элиту.

— Иными словами, речь идет не о вертикальном делении (бакалавр, магистр), а о типизации (профессиональный и классический университет). Например, Национальный технический университет в Минске и Сорбонна в Париже, — отмечает Светлана Мацкевич. — В стране должен быть классический университет, который формирует элиту, стиль отношений в обществе, культуру идей, науки и философии. Если страна не имеет такого университета, она не может претендовать на звание развитой.

В вузах приходится сталкиваться с тем, что выпускники школ с трудом ориентируются в том, чем отличаются понятия страна и государство, не понимают разницы между этносом и нацией, гражданским обществом и государством.

— Вот почему в новой политической ситуации белорусы демонстрируют полную политическую безграмотность, — уверена Светлана Мацкевич. —Люди не понимают, когда ими манипулируют, когда строят политику на основе мышления, а когда на основе психологической реакции. Это и есть та самая гуманитаристика, которую с конца1990-х ликвидировали в школах и вузах, что стало трагедией белорусского общества.

Однако, отмечает Светлана Мацкевич, работодатель не станет заниматься ликвидацией политической безграмотности населения, такие компетенции ему не нужны.