В интернете случайно обнаружила блог учителей Беларуси. На сайте педагоги обсуждают положение дел в системе образования, пишут о том, что так жить больше нельзя. Пишут резко, зло. Возмущаются, что из школьного учителя сделали и родителя, и оформителя, и экскурсовода, что спрашивают с него за все: и за плохо убранный класс, и за не вовремя сданный отчет, и за необеспечение аншлага на трибунах очередного хоккейного турнира... В общем, если добросовестно все выполнять — не то что 24, но и 48 часов в сутки будет мало.
При этом зарплата у учителей копеечная, всякого рода доплаты, которые иногда подбрасывают местные власти, напоминают подачку, а не заботу государства о материальном положении учителя. Одним словом, обижены наши педагоги, раздосадованы.
И что?
Так и хочется спросить: ну почему тогда вы возмущаетесь втихаря, закрывая лицо? Ведь все ваши комментарии анонимны: “учитель из Дзержинска”, “педагог из Борисова”... Чего и кого вы боитесь? Кому служите?
...23 марта пройдут выборы в местные Советы. Всем известно, что большинство членов участковых избирательных комиссий — именно вы. То есть учителя. При непосредственном участии многих из вас достигаются “элегантные победы”, “народными” избранниками становятся кандидаты от власти, которые сразу после этого о народных проблемах, как правило, и слушать не хотят. Почему каждый раз на выборах вы фактически помогаете победить тем, кто потом, можно сказать, ничего не делает для того, чтобы учителя Беларуси жили лучше? Почему при подсчете голосов вы становитесь спиной к наблюдателям?
В цивилизованных странах отстаивание законных прав — обычное дело. Формы протеста самые разные. Только в прошлом году бастовали педагоги в Бразилии, Португалии, Франции, Великобритании, Дании. Даже в Китае — стране, которая совсем не является образцом демократии, — учителя, недовольные своим положением, отказались проводить уроки. Средняя зарплата учителя в Беларуси 350 долларов, а датские педагоги протестовали против низких заработков в 5 тысяч евро и решения властей увеличить их рабочий день на 2—3 часа. Вряд ли датских учителей нагружают таким же количеством отчетов, мифических планов и кучей другой лишней работы, как белорусских. Но там педагоги знают себе цену. А что у нас?
Со школьной скамьи мы помним прописную истину: сам себя не уважаешь — и другие не будут.
Кажется, власть всеми своими действиями показывает, где место учителя в нашей стране. По уровню зарплат учителя давно уже плетутся в хвосте всевозможных рейтингов, меньше школьных педагогов в Беларуси зарабатывают только сельские труженики и работники соцопеки. В прошлом году чиновники решили оптимизировать систему образования, чтобы повысить учителям зарплату. Речь шла о 25-процентой прибавке. В итоге нагрузки у учителей выросли, а зарплаты остались на прежнем уровне (в рублях, а в долларах даже сократились).
Из-за новой системы оплаты больничных листов молодые учителя лишились более 9 миллионов рублей по пособию по беременности и родам. Списки педагогов, имеющих право на пенсию по выслуге лет, так подкорректировали, что получить ее некоторые категории педагогов вообще не смогут. Потому что женщинам, чтобы “заслужить” такую пенсию, надо отработать в школе 35—37 лет, а мужчинам — и все 45! Парадокс в том, что к тому времени они уже будут получать обычную пенсию по возрасту. И это несправедливая норма, между прочим, касается директоров школ и их заместителей. То есть, выходит, власти даже не пытаются заручиться поддержкой школьных администраций, чтобы в случае чего было кому гасить волнения на местах.
Или наши правители уверены в том, что волнений этих не будет, что не способны наши учителя объединиться и потребовать достойную зарплату и адекватную нагрузку?
Хотя разговор о зарплате учителя — это палка о двух концах.
По логике, за что должен получать зарплату учитель? За то, какие знания дал ученикам. А что происходит у нас? Из школы из-за несогласия с системой уходят профессионалы (в лучшем случае в репетиторство), уровень школьного образования катастрофически падает. В прошлом году специалисты Национального института знаний провели независимый мониторинг уровня знаний школьников. И получилось, что большинство учащихся обладает лишь элементарными знаниями, справляются с заданиями на оценки от 1 до 6. Возникает вопрос: если такой низкий результат, то почему оплата труда педагога должна быть высокой?
Но, с другой стороны, если оставлять в системе все так, как есть, кто будет учить наших детей в будущем, растить высокообразованное поколение, способное двигать вперед экономику и науку? В Финляндии в середине 1990-х годов, как сейчас у нас, остро встал вопрос о качестве школьного образования. И там проблема была решена именно высокими зарплатами, в стране был принят специальный закон, который не позволял даже начинающему педагогу платить ниже средней зарплаты по стране. И уже в 2000 году Финляндия была первой по результатам исследования PISA—исследования, которое оценивает уровень знаний обучающихся по международным стандартам.
Наши власти не один год обещают привязать учителя к школе с помощью зарплаты. Но дообещались до того, что в прошлом году средняя зарплата педагогов составляла только 67,1% от средней по стране. Складывается впечатление, что наши теперешние правители просто не заинтересованы в том, чтобы в школу шли работать умные, талантливые люди. Власть эту задачу решать не хочет. Сегодня грамотный человек — это потенциальный диссидент. Он мыслит, анализирует, имеет свое мнение, “лезет” с инициативой, у него развито чувство собственного достоинства. А Беларуси сегодня нужны винтики. А раз так, то и система полноценного образования и воспитания с детства лидера и человека мыслящего и сомневающегося тоже не нужна. А следовательно, не нужен и хороший учитель.
Мария ЭЙСМОНТ, Народная воля 9 сакавiка 2014 г.