Елена Спасюк, naviny.by
Александр Лукашенко требует освободить учителей от несвойственных им функций. Учителя же хотят получить, как некогда профессор Преображенский, такую бумагу, с такой печатью, чтобы ни один чиновник и близко не мог к ним приблизиться.
Учителей глава государства вспомнил 10 июня на совещании по совершенствованию аграрной политики: «Я полагаю, что соответствующая группа изучает, а точнее систематизирует вопросы, чтобы наконец-то освободить учителей от несвойственных функций и заставить их заниматься только своим делом — передачей знаний и обучением детей и воспитанием их».
Лукашенко отметил, что, судя по всему, «на уровне министерства и правительства это не в состоянии сделать» и пригрозил чиновникам: «Имейте в виду, что и министр, и правительство получат соответствующую за это оценку».
Разговоры о необходимости освободить учителей от несвойственных этой профессии функциё ведутся давно. Однако ситуация с каждым годом лишь ухудшается. Это стало одной из основных причин того, что уровень подготовки выпускников средней школы уже не удовлетворяет современным требованиям. Падает и престиж учительского труда, свидетельством чему — хронические недоборы в вузах на педагогические специальности.
Учителя жалуются, что им приходится постоянно заниматься социальной и культмассовой работой и задыхаться при этом от вороха бумаг.
В Министерстве образования проблему не отрицают, но как ее решить, похоже, знают только на словах.
Еще в начале прошлого года министр образования Сергей Маскевич заявил, что объем документооборота в школах планируется сократить, для чего проводится систематизация всей бумажной работы.
Но что-то этот процесс явно затянулся — учителя продолжают выполнять большой объем работы, которая не связана непосредственно с обучением детей, сказал в комментарии для Naviny.by преподаватель из Гомеля Александр Вороненко.
Учителей заставляют проводить различные дополнительные мероприятия, которые детям неинтересны, но нужны для отчетности. То же можно сказать и о внеклассной работе: «Например, детей необходимо вести на обязательный кинолекторий на фильм, который они давно посмотрели в интернете».
Учителя занимаются организацией питания учеников, подпиской, собирают деньги на ремонт кабинета, перечисляет Александр Вороненко. Обязанностью классного руководителя является организация экскурсий, походов. Учитель должен устраивать мероприятия к значимым государственным датам, например, 9 Мая, Дню независимости. Причем, отметил преподаватель, сколько бы ни длилась экскурсия или мероприятие, оплачивается лишь один час воспитательной работы.
И это все помимо бумажной работы, от которой учителя буквально стонут.
«К 1 сентября, — рассказал Александр Вороненко, — классный руководитель должен заполнить паспорт класса, сделать отчет по детям, которые живут в условно неблагополучных семьях. Учитель должен посетить каждого ученика на дому и записать, в каких условиях он живет, чуть ли не в холодильник заглянуть. Меня всегда приводил в недоумение вопрос, на который необходимо дать ответ по результатам посещения детей: «Ребенка воспитывает родной отец или отчим?».
В течение всего учебного года учитель заполняет журнал класса, дневник классного руководителя и план воспитательных мероприятий на неделю.
Кроме того, вертикаль в среднем образовании выстроена так, что чиновники из отделов образования могут дернуть учителя в любой момент и потребовать тот или иной документ.
«Потребовать информацию могут за три часа до дедлайна. И что характерно, нет никакой официальной бумаги, которая определяла бы обязанность учителя предоставить ту или иную информацию. Начальник говорит — учителя делают. Не более 5-10% моих коллег понимают, что могут не выполнять не свойственные профессии функции и не готовить информацию, которая запрашивается на основании телефонного права. Остальные выполняют все устные приказы, так как опасаются депремирования и так далее», — говорит Александр Вороненко.
Он отметил, что учителей уже много лет кормят обещаниями о снижении непрофильной нагрузки: «Пора уже перейти от слов к делу. Учителям нужна бумага, подобная той, которую некогда профессор Преображенский из «Собачьего сердца» просил у большевиков — с такой печатью, чтобы ни один Швондер и близко не мог к ним приблизиться. Другими словами, список обязанностей учителей и документов, которые они готовят, необходимо определить законодательно. А за дополнительную работу должна быть введена доплата».
Учителя, конечно, не считают каждую минуту, проведенную с детьми, и не рассчитывают, что за каждый составленный документ им заплатят. Они просто хотят делать свою, а не чужую работу и получать за это достойное вознаграждение.