УРОКИ ПЫЛЕПУСКАНИЯ. Сердитое мнение о школьных олимпиадах
Одним из направлений работы школы остаются предметные олимпиады. Вернее, направлением, парализующим нормальную работу школы.
Историческая справка. Как организованное движение, олимпиады были введены в советской школе в 60-70-е гг. прошлого века. Их исходная задача – поиск талантливой молодёжи, её объединение по интересам. Победы – прекрасно, но и само участие тоже хорошо. Соревновательность в них была не самоцелью, а только одним из средств управления самообразованием школьников.
К нашему времени олимпиадное движение полностью выродилось. Для кого оно ныне существует? Если для детей, то зачем тогда взрослые на «очень важных» совещаниях всерьёз обсуждают вопрос о том, что срочно «нужны» победители? Только кому нужны? Чиновникам – для заполнения отчётов. «Завёрнутым» на олимпиадах учителям – для решения своих психологических проблем (поднятия самооценки или, может, уклонения от выполнения семейных обязанностей).
Олимпиады – это ещё и средство дискриминации детей. Для учителя, как я сказал, «завёрнутого» на олимпиадах, главное, не увлечь как можно больше детей (слишком много влюблённых в предмет для него обуза), а «прозвездеть» с одним из них. Поэтому он сам выбирает, с кем будет заниматься. Качественная работа с эксклюзивом и всеми остальными требует много сил. Поэтому он обычно идёт по пути наименьшего сопротивления. Основное внимание тому, с кем связаны ЕГО надежды, остальным – постольку-поскольку.
Странное дело: многие века для вменяемого учителя было естественным подтягивать того, у кого хуже получалось. Особенно если у ученика есть тяга к знаниям. Олимпиадные халтурщики (иначе я их не назову) выбирают того, кто более продвинут, и дают им сверх школьной программы. Тому же, кто действительно нуждается в его помощи, он как бы говорит: «Да, ты способен. Но с тем МНЕ заниматься выгоднее. Так что крутись сам». Неоправданный расцвет репетиторства в наши дни не в последнюю очередь связан с олимпиадной болезнью школы.
Зачем в школах введён деловой стиль одежды? Чтобы не подчёркивалось социальное неравенство. Там, где в преподавание внесены бациллы олимпиад, и школьная форма не поможет. У кого-то есть тяга к знаниям, но у родителей не тот уровень образования, строится дом, надо помогать в деревне или тратиться на лечение родственника. Вот кого следовало бы поддерживать в первую очередь! Но «олимпиадные» учителя ради показухи готовы ещё больше обделить обделённых, но одарить тех, кто и так одарены и могли бы, в конце концов, справиться даже без них. Школьная действительность уподобилась изображению в кривом зеркале.
«Олимпиадного» учителя я бы сравнил с врачом, который хвалится самым здоровым человеком на своём участке. А остальные, мол, «пусть тянутся за ним». В том-то и дело, что до того им не дотянуться. Тем более без помощи врача.
Жизнь показывает, что без прекращения открытого деления детей на касты («олимпийские надежды» и «все прочие») нормальную психологическую обстановку в школе не воссоздать, качество обучения (не отметки, а именно реальное качество) не поднять. Среди детей с неолимпийской психологией (а таких абсолютное большинство) тоже немало добросовестных и высокомотивированных учеников. Есть и те, чей потенциал ещё надо заметить, чтобы не загубить. Увы, «олимпиадные» учителя на такую роль не тянут. Прежде всего из-за своего искажённого профессионального сознания.
А как же быть с теми немногими, для кого олимпиады – естественная стихия? Для них уместно создать межшкольные факультативы. И пусть там между собой соревнуются. В каждом районе есть учителя, влюблённые в олимпиады. Флаг им в руки! Главное, что победители будут те же, что и сейчас. Только из школы уйдёт искусственная нервозность.
О себе. Заинтересовать как можно больше детей лично для меня ценно. А вот олимпиады, так уж сложилось, в круг моих интересов не вошли. Как родитель, я бы не хотел, чтобы мои дети участвовали в олимпиадах выше школьного уровня – не стоит того! Так почему я чужим детям должен давать то, чего не желаю своим? Тоже неправильно. И всё же к олимпиадам готовить приходится. Причём, с соблюдением всех подлостей: «Ты, моя звезда, приходи. А вот ты, менее звёздный, не приходи, а то мешать будешь». Готовлю не потому, что зудит засветиться в том, что считаю морально ничтожным. А чтобы ученик, которого туда отправляю, не почувствовал себя униженным. Хотя понимаю, что время и силы трачу на ерунду.
Игорь КРАВЧУК, учитель.