Четыре ЦТ вместо трех
Одно из основных нововведений — возможность сдавать ЦТ по четырем предметам, а не трем, как было ранее. «Наогул у суседніх краінах, такіх як Польшча, напрыклад, здавай хоць усе, а потым выбірай свае лепшыя адзнакі. У нас чатыры. Добра, што хоць не тры», — высказалась по этому поводу Тамара Мацкевич, заместитель председателя Товарищества белорусской школы.
По словам ответственного секретаря приемной комиссии, декана факультета доуниверситетского образования БГУ Вячеслава Молофеева, это облегчит абитуриентам выбор желаемой специальности. Он считает, что в большей степени это коснется специальностей, которые находятся на стыке предметных областей.
По его мнению, возможность сдавать четыре централизованных тестирования вместо трех существенно не скажется на работе приемных комиссий. «Мы не ожидаем серьезных изменений, — сказал Молофеев на брифинге в пресс-центре БелТА. — И серьезных метаний абитуриентов между университетами это также не добавит». При этом он не исключил, что молодые люди будут в последний момент перекидывать документы с одной специальности на другую.
Тем не менее есть в этом и минусы. «Абитуриенты будут страховаться и готовиться к четвертому тесту. Вырастет нагрузка на них, вырастет нагрузка на кошельки родителей. Но в целом у них появится возможность выбирать, если они сомневаются между двумя профилями», — поделился мнением с корреспондентом «БГ» Александр Луцевич, директор образовательного центра «Фабрика знаний».
Ответственный секретарь приемной комиссии, декан факультета доуниверситетской подготовки БГПУ им. М.Танка Сергей Яковенко также считает, что будет несколько возрастать нервозность в последний день подачи документов. «Абитуриент, возможно, будет до последнего колебаться, заберет из одной приемной комиссии документы и отнесет их в другую», — отметил он на брифинге в БелТА.
До трех резервных дней, сертификаты — на два года
Позитивно оценивается нововведение, касающееся трех резервных дней. Централизованное тестирование проводится в течение двух недель. И раньше, если абитуриент, например, болел и пропускал два ЦТ, получалось так, что он пропускал целый год. «Гэта знізіць стрэс. Абітурыенты могуць не так баяцца, што яны могуць захварэць ці яшчэ нешта здарыцца, і прапусціць з-за гэтага цэлы год», — считает Тамара Мацкевич.
«Хорошо то, что появилось несколько резервных дней. Нелогично раньше было, что один резервный день. Три основных предмета — три можно пересдать. Все это гуманнее стало», — ответил Александр Луцевич.
Вячеслав Молофеев также считает, что три резервных дня ЦТ будут хорошей возможностью для зарубежных абитуриентов из России, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, чтобы успеть сдать экзамены в школе и приехать в Беларусь на тестирование.
Еще одним изменением является то, что сертификаты централизованного тестирования будут действительны в течение двух лет. «Указ косвенно подтверждает, что пока изменений в ЦТ не произойдет, потому что сертификаты будут действительны два года. Не очень логично было бы принимать это решение, если в следующем году ЦТ не будет в этом же виде», — рассказал Александр Луцевич.
В педвуз — без экзаменов, распределение — пять лет
В соответствии с документом вводятся льготы для профильных классов педагогического направления при поступлении на педагогические специальности. Зачисление на дневную бюджетную форму получения высшего педагогического образования выпускников таких классов по результатам собеседования, при этом срок последующей обязательной работы по распределению составит не менее пяти лет. Если выпускники педклассов не хотят поступать в университет на таких условиях, они смогут участвовать в общем конкурсе и сдавать ЦТ при поступлении.
«Анонсировалось, что будет фильтр 8 баллов по профильному и 7 по другим предметам. Главное, чтобы он был. Тогда это позволит привлечь лучших абитуриентов, — пояснил «БГ» Александр Луцевич. — Единственный нюанс, который может как-то отбить это желание, — это пять лет распределения. Лично я ярый противник распределения, но в этом случае государство говорит, что вот, пожалуйста, вы даже без экзаменов туда поступаете, приходите, но тогда 5 лет отработайте. Здесь все относительно честно. Но это может повлечь то, что не пойдут абитуриенты туда. И получится, что это пустой ход. И не будет того эффекта, на который надеются чиновники, что пойдут более мотивированные студенты».
Министр образования Игорь Карпенко в эфире телеканала «Беларусь 1» подчеркнул, что глобальных изменений в системе образования ожидать не стоит. Однако некоторые корректировки будут приняты. Он пообещал, что мнение общественности и педагогов будет услышано.
Некоторые эксперты думают иначе. «Пятилетняя отработка не отпугнет абитуриентов. Мы проводили исследования и установили, что 65 — 80% выпускников, отработав два года после окончания университета, остаются работать в той же школе», — рассказал Сергей Яковенко. Он отметил, что в этом вопросе многое зависит от поддержки молодых специалистов местными властями.
«Адназначна я супраць пяці гадоў размеркавання. Па-першае, гэта будзе адпалохваць людзей ісці ў педагагічную прафесію, бо пяць гадоў прыгону. Невядома, што за школа табе трапіцца, што за кіраўніцтва, якія змены будуць чакаць. Не мець магчымасці выбару — гэта рэдка які ў здаровым розуме чалавек пойдзе на такія ўмовы. Па-другое, гэта кепскі крок, бо пяць гадоў прымусу, напрыклад, калі чалавек прыйшоў у школу і зразумеў, што ён не педагог, у яго няма матывацыі, яму нецікава працаваць з дзецьмі, ён пяць гадоў вымушаны будзе мучыць дзяцей і мучыцца сам. Гэтага няма ўжо нідзе ў свеце. І нам таксама трэба паціху адыходзіць ад гэтага. Прэстыж педагагічнай прафесіі гэта не падвысіць, не прыцягне больш кваліфікаваныя кадры ў прафесію, а значыць, і якасць адукацыі не павысіцца, бо якасць адукацыі не можа быць лепшай, чым якасць настаўнікаў, якія ў ёй працуюць», — считает Тамара Мацкевич.
«
В целом это неплохая система, поскольку она действительно помогает решить кадровый вопрос в сельской местности, где молодых преподавателей однозначно не хватает. Остается за кадром, как же принятие такой нормы способствует исполнению обязательств, которые дала Беларусь в разрезе дорожной карты (реформирование образования по Болонскому процессу — прим. авт.), где указана необходимость реформирования института распределения молодых специалистов. Оказывается, реформировать можно и не в позитивную сторону. Конечно, стоит заметить, что в дорожной карте также есть уточнение, что институт распределения должен существовать для тех специальностей, где есть существенный спрос. В этом плане учителя, бесспорно, подходят под указанное определение. Что меня смущает во всех этих изменениях, так это игнорирование принудительности выбора рабочего места со стороны государства», — отметила Кристина Мурашева, эксперт программы «Распределение» Братства организаторов студенческого самоуправления.
И напоследок…
Кроме того, созданы равные условия конкурса при поступлении на сельскохозяйственные специальности во все учреждения высшего образования. Для тех, кто поступает на сокращенный срок обучения в учреждения высшего образования всех профилей, предусмотрены два вступительных испытания по дисциплинам учебного плана среднего специального образования, определяемым приемной комиссией вуза.
Также уточнены отдельные процедурные и технические вопросы приемной кампании.
«Изменения и дополнения в правила приема сохраняют сложившуюся систему приема в учреждения высшего и среднего специального образования, обеспечивают соблюдение разумного баланса интересов государственных органов — заказчиков кадров, учреждений образования, абитуриентов и их родителей, а также направлены на повышение конкурентоспособности учреждений профессионального образования республики и качества отбора наиболее подготовленных абитуриентов», — говорится в сообщении пресс-службы президента.
«Можно сколько угодно спорить на этот счет. Я готова высказать точку зрения в поддержку любой стороны. Но, помимо права на бесплатное образование, Конституция гарантирует также право на труд, в содержание которого входит и достойная его оплата, которой бы хватало на обеспечение себя и своей семьи. Мне кажется, более важный вопрос, а смогут ли пять лет принудительного распределения педагогов соответствовать этой норме?» — считает Кристина Мурашева.
«Гэтыя змены цалкам, можна сказаць, невялікі крок насустрач нашым дзецям, нашым абітурыентам. Але на якасць адукацыі гэта ніяк не паўплывае, таму што, каб мяняць якасць адукацыі, трэба мець крытэрыі, па якіх іх мяняць, трэба ўплываць на змест, на методыкі, на кіраванне адукацыі. А тут пачалі з рэфармавання кантролю. Нічога не памянялі ў адукацыі, каб яе палепшыць, а пачалі з касметычных зменаў у кантролі», — подытожила Тамара Мацкевич.